Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

Либерализация уголовного законодательства

Последовательная реализация государственной политики в области уголовно-правового регулирования в последнее время приводит к существенной либерализации действующего уголовного законодательства.

Последние существенные изменения в указанное законодательство внесены федеральным законом №420-ФЗ 07 декабря 2011   года и вступили в силу в основной своей массе 08.12.2011  года.

В настоящий статье заместитель начальника отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Свердловской области Анисимов Геннадий Геннадьевич остановится  на самых существенных изменениях, которые затронули права и законные интересы значительного числа лиц, вовлеченных в сферу уголовно-правового регулирования.

Так, наиболее заметным изменением явилось исключение  из числа правонарушений, относимых ранее к разряду таких преступлений против личности как «оскорбление» и «клевета», ответственность  за которые ранее была предусмотрена ст.ст. 129- 130 УК РФ. Теперь граждане за совершение указанных правонарушений будут нести административную и гражданско-правовую ответственность. Ответственность за данные правонарушения теперь предусмотрена ст.ст. 5.60 и 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Подобный подход законодателя является вполне обоснованным, поскольку, подобные правонарушения, как правило, совершаются без применения насилия, на почве личных неприязненных отношений между гражданами, которые, будучи дееспособными лицами, в состоянии самостоятельно без привлечения репрессивного аппарата государства регулировать конфликты, возникающие между ними. Тем более, что гражданским законодательством установлена возможность компенсации причиненного  морального  вреда. Кроме того, подобные изменения значительно разгрузят мировых судей, к чьей подсудности ранее относились уголовные  дела о преступлениях анализируемой категории.

Вместе с этим, следует отметить, что по-прежнему, законодательство относит оскорбление и клевету к разряду правонарушений, за которые предусмотрены достаточно крупные штрафы, поэтому профилактирующая составляющая, направленная на защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан, осталась.

Кроме этого, законодатель оставил без изменения специальные нормы, касающиеся оскорбления и клеветы в отношении представителей власти, судей, прокуроров и следователей, связанной с исполнением ими своих служебных обязанностей, что объясняется особым статусом указанных лиц и их повышенной защитой со стороны государства.

Еще одним новшеством  явилось введение в качестве наказания «принудительных работ», которые назначаются как  альтернатива лишению свободыза совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые и исчисляются исходя из расчета один день лишения свободы- один день принудительных работ, что свидетельствует о достаточной суровости данного  вида наказаний.Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Соответствующие изменения внесены  в уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в котором процедура отбытия указанного  вида наказания подробно описана.

Серьезные изменения произошли в политике государства в части уголовного   преследования за совершение преступлений экономической направленности.

Так, в УК РФ добавлена ст. 76.1, согласно которой лицо, впервые совершившее преступление, связанное с нарушением налогового законодательства предусмотренное статьями 198 - 199.1 Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Кроме этого, стало возможно освобождение от ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, рейдерством, нарушениями в сфере таможенного  регулирования, если лицо, впервые совершившее такое преступление, возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Более того, законодатель  установил уголовную ответственность за незаконное предпринимательство только в том случае, когда такими действиями причинен крупный ущерб, в противном случае такие действия влекут административную ответственность, в соответствии с которой на лицо, его совершившее, может быть наложен крупный штраф.

Для практической реализации указанных положений уголовного  кодекса внесены соответствующие изменения и в уголовно-процессуальный кодекс РФ, в котором подробно изложена процедура, например, прекращения уголовного преследования за совершение преступлений экономической направленности.

Следует также отметить, что из уголовного кодекса исключена ст. 188 УК РФ – контрабанда. Ответственность за правонарушение, связанное с незаконным перемещением товаров через таможенную границу будет наступать в рамках административного  законодательства. Однако уголовная ответственность за перемещение через границу оружия, наркотиков, радиоактивных материалов, сохранилась.

Подобная позиция законодателя достаточно просто объясняется желанием государства максимально отказаться от вмешательства  в дела «бизнеса» и перемещение товаров, оборот которых не запрещен, что естественно улучшит инвестиционную привлекательность  Российской Федерации и облегчит ведение предпринимательской деятельности. Ведь не секрет, что ряд уголовных дел по контрабанде могли возбуждаться в отношении лиц, которые неумышленно допускали ошибки при составлении таможенных деклараций или по ряду объективных причин не своевременно их представляли в таможенные органы. Государство, переведя контрабанду в разряд административных правонарушений, попыталось исправить такую несправедливость.

Реализуя  политику, направленную на гуманизацию своей репрессивной деятельности, законодатель сделал шаг навстречу людям, больным наркоманией, наверное, впервые в истории уголовного законодательства признав таких людей в первую очередь больными, которые нуждаются в лечении, в определенных случаях принудительном.

Для этой цели в уголовном кодексе появилась ст. 82.1, согласно которой Осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, связанное с наркотиками, но не связанное с их сбытом а, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.

В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

После прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

В случае установления судом факта совершения осужденным, признанным больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, преступления суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, отменяет отсрочку отбывания наказания,  назначает наказание и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Перечисленные положения Федерального  закона №420-ФЗ вступили в силу со дня его официального  опубликования 08.12.2011  года, однако в соответствии со ст. 8 указанного  закона ряд его положений, которые наиболее существенно  затрагивают права и законные интересы граждан, в частности, касающиесядомашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией, вступили в силу с 1 января 2012 года, а изменения, касающиеся применения наказания в виде принудительных работ будут  применяться только с 1 января 2013 года.