Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

О защите прав предпринимателей

Комментарий внесенных изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дает И.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Иван Витальевич Соплин.

В соответствии со статьёй 66 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые вступили в законную силу с 01.08.2011.

Изменения коснулись положений статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, в частности, части 3 названной статьи. В последнюю также введена часть 3.1, предусматривающая сферы надзора (контроля), к которым положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются.

Кроме того, изложена в новой редакции часть 4 статьи 1 данного  закона, согласно которой особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении перечисленных в указанной части статьи закона видов государственного контроля (надзора).

Изменился и понятийный аппарат закона, в том числе определение муниципального контроля, которым с 01.08.2011 является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Также, согласно статье 6 закона  в новой редакции, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами должны быть определены перечни должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и их полномочия, к которым добавились организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.

Наряду с этим, в силу пункта 2 части 2 статьи 6 названного закона, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно изменений части 4 статьи 9  закона, в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей теперь надлежит указывать наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности.

Обращаю особое внимание на изменение пункта 3 части 2 статьи 10  закона, согласно которой основанием для проведения внеплановой проверки с 01.08.2011 являются требования прокурора о проведении внеплановых проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В силу части 5 приведённой статьи закона, согласования внеплановых выездных проверок, проводимых по данным основаниям, с органами прокуратуры не требуется.

Отдельно отмечаю, что  введена новая статья 13.1, предусматривающая наличие режима постоянного государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих отдельные объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и осуществляющих на этих объектах и сооружениях технологические процессы, представляющие собой опасность причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Всего в органы прокуратуры области в сфере реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2011 год поступило 1077 заявлений органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о согласовании проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей, по результатам рассмотрения которых принято решений: о согласовании –  578, об отказе в согласовании – 499.

Анализ состояния законности в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о продолжающихся нарушениях законодательства, что требовало от органов прокуратуры области проведения проверок в данной области правоотношений на системной основе.

К примеру, прокуратурой области проведена проверка соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за период 2010 – 2011 годов Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области и Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области.

Проверка показала, что должностными лицами перечисленных ведомств ненадлежащим образом изучен и с нарушениями применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, что влечет за собой ущемление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении как плановых, так и внеплановых проверок.

Так, проверкой в Министерстве торговли, питания и услуг Свердловской области вскрыт факт нарушения положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, выразившийся в выдаче Министром гражданскому лицу Сайтеевой Т.А. доверенности от 01.07.2011 на совершение от имени Министерства действий, связанных с инициированием и проведением в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверочных мероприятий, в том числе с правом издания приказов о проведении проверок.

Вместе с тем, Законом не предусмотрено право делегировать подобные организационно-распорядительные полномочия иным лицам. Вследствие чего, указанная выше доверенность от 01.07.2011 выдана с явными признаками превышения полномочий и является не законной, а какие-либо совершенные действия с использованием переданных прав – не действительными.

Использование незаконно переданных полномочий повлекло за собой проведение в течение 2011 года незаконных плановых выездных проверок в отношении ООО «Алина», ООО «Макарова» и других.

Вскрыты факты предъявления Министерством юридическим лицам неправомерных лицензионных требований.

В ряде случаев при проведении проверок должностными лицами Департамента допускались факты невыдачи проверяемым юридическим лицам предписаний об устранении выявленных нарушений, с указанием сроков их устранения, а также непринятия иных мер, направленных на их предупреждение, что свидетельствует о несоблюдении положений части 1 статьи 17 Закона.

Территориальными прокурорами установлены факты нарушения органами контроля (надзора) сроков направления проектов ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Так, проект плана проведения плановых проверок на территории Талицкого района ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Талицкий» представлен в прокуратуру Талицкого района лишь 06.09.2011, то есть с нарушением срока установленного частью 6 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В связи с чем, указанный план не включен в часть ежегодного сводного плана проведения плановых проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, поднадзорных прокуратуре Свердловской области.

С целью устранения выявленных нарушений закона, 11.10.2011 прокурором Талицкого района в адрес начальника межрайонного отдела МВД РФ «Талицкий» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Верхотурского района и другими.

Выявлялись факты несвоевременного внесения изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие положения относительно порядка формирования ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, соответствующие изменения, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ, Администрацией Новолялинского городского округане внесены в постановление от 09.04.2010 № 225 «Об утверждении административного регламента по проведению проверок при осуществлении муниципального контроля администрацией Новолялинского городского округа», не устанавливающего требований указывать в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мест их нахождения и жительства соответственно. В этой связи, 20.09.2011 прокурором Новолялинского районана приведенный нормативный правовой акт принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, правовой акт приведён в соответствие с законодательством.

Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Артинского, Пышминского, Каменского районов, г. Ивдель и другими.

Всего в рассматриваемой сфере надзора органами прокуратуры области по итогам работы за 2011 год выявлено 603 нарушения. На 200 правовых актов принесены протесты, в суды направлено 8 заявлений. В целях устранения выявленных нарушений внесено 184 представления, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 124 должностных лица, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4 должностных лица.